Біологія і географія

Меню сайта
Пошук
***
Леонтьєва Валентина Олександрівна - «На Урок» Курси, вебінари, олімпіади. Портал Всеосвіта.
Корисні сайти
  • biology.org.ua
  • Инфоурок
  • Открытый урок
  • Освітній портал Супер-урок
  • Шкільне життя
  • Нова школа
  • Учительский журнал
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • _

    Люди существуют друг для друга...

    ЛЮДИ СУЩЕСТВУЮТ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА

    Цели и задачи:  Помочь детям осознать различия в отношениях между людьми с разными мировоззренческими позициями. Развивать умение вести конструктивную дискуссию: а) работать с текстом; б) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников игры.

    Оборудование: помещение с расставленными столами для групповой работы; музыкальное оформление (фонограмма); чистые листы бумаги и фломастеры; тексты рассказа “Другое желание” (Ольга Арс);  ватман с  изображением дерева; стики в форме листочков;

    Сценарий игры.

    I. Подготовительный этап

    В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было работать группами по 5-6 человек.

    II. Вступительное слово учителя.

                                                                                            Единственная настоящая роскошь -

                   это роскошь человеческого общения

      Антуан де Сент Экзюпери

    Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка. Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрыва­ются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко дове­сти свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).        

    Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, поко­рять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.         

    Общение начинается с приветствия. Приветствия являются знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое «добрый день» и «здравствуй» и т. п определяются целым рядом объективных и субъективных факторов этнографического и социокультурного характера. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны.

    Игра - упражнение «Приветствие».

    •      Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

    •      Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

    •      А в Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину, так как ей
    предоставляется право решать, желает ли она публично подтвердить свое знакомство с
    данным мужчиной или нет.

    •    Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.

    •       У японцев для приветствия существует три вида поклонов: низкий, средний и легкий ( с углом в 15 градусов)

    •       Русские, англичане, американцы в качестве приветствия пожимают друг другу руки,

    •       китайцы, в прежние времена, встречая друг друга, пожимал руку себе самому.

    •       Лапландцы трутся носами,

    •       молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

    •       латиноамериканцы обнимаются.

    •       Французы целуют друг друга в щеку.

    •       Военные отдают честь.

    •       Современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!»

    •       английские и американские школьники возгласом - «Эй!»

    •       древние греки говорили друг другу в знак приветствия «Радуйся!»

    •       арабы приветствуют друг друга фразой «Мир с тобой!», а

    •       индейцы навахо фразой «Все хорошо».

    А как приветствуете друг друга вы?

    Первым всегда здоровается более вежливый. Если врач первым поприветствует больного, то можно сказать, что он поступает в рамках демократического этикета. Если учитель первым здоровается с учениками, он тоже поступает по законам демократического этикета. Если ученик первым  приветствует  учителя,  он  поступает  по  зову  сердца,  приветствуя  старшего  в  знак уважения.

    Поскольку разговор наш начался об общении, то вам предлагается  задание «Разминка»

    Каждой группе предоставляется чистый лист бумаги. К слову «об­щение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (общи­на, общий, общительный, сообщник, сообща...). 

    УЧИТЕЛЬ:  Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят.) Обратимся к словарю.

    Общение - форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совер­шаемое вместе, сообща.

    «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, де­литься сообща, давать кому-либо долю участия. (толковый словарь В. Даля)

    Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш русский  язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

    • Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти правила?
    • А какие мешают? (ответы детей)

     На доску в 2 колонки записываются  названия качеств помогающих (в левую колонку) и мешающих (в правую колонку) общению.

    • А кто из вас знает правила общения? (ответы детей)

    Памятка (правила культурного общения)

    • Уважай собеседника.
    • Будь тактичен.
    • Не унижай собеседника.
    • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в   нелов­кое положение.
    • Будь внимателен к собеседнику.
    • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
    • Стремись к взаимопониманию.

    Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название

    У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.

    На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

    Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

    Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

    Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

    В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

    В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

    Вопросы к учащимся:

    • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
    • А что же объединяет эти определения?
    • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

    Толерантность означает:

    • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.
    • признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению;
    • что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

    Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

    Интолерантность – неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.

    Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной личности  при выполнении следующих задания. Для выпонения этого задания вам необходимо объединиться в группы ( фрмирование групп происходит по принципу “50 на 50”)

    Задание №1. Определить черты толерантной личности, составить схему на листе.

    Задание №2. Сейчас вам будет прочитан текст, у которого нет окончания.

    В этом  тексте описывается очень необычное и интересное происшествие.

    После чего  каждой группе предстоит путем коллективного обсуждения придумать окончание рассказа. Кроме того, вам необходимо выбрать человека, который озвучит придуманныое группой окончание рассказа. При этом представитель должен не только хорошо владеть речью, но и быть чутким к мнению своих товарищей и пользоваться у них авторитетом.

    Другое желание.

    Антон, Сашко и Ньямо уже долго сидели за компьютером. Мальчишки дружили и часто проводили время вместе. Они очень любили сидеть в Интернете, иногда упражнялись в языках: Антон и Сашко помогали Ньяму по русскому и украинскому, а Ньямо учил их разговаривать, как разговаривают у него в Анголе.

    Как всегда, просидев за компьютером больше обычного, они забыли о времени, не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон.

    Вдруг, на экране мелькнул никому неизвестный сайт.

    Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст:

    Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится любое человеческое желание… три условия:

    1-е – задуманное должно быть общим для всех,

    2-е – желание надо написать на песке, до прилива, чтоб волна смыла написанное,

    3-е – все время повторять слова: “К высшему благу всех”.

    Неожиданно сайт исчез, и мальчики не могли вернуть и восстановить его.

    - Ерунда какая-то, – сказал Сашко.

    - Ерунда, не ерунда, а можно проверить, – возразил Антон.

    - Я думаю, что это значит “К высшему благу всех”, – размышлял Ньямо.

    - Это значит, – сказал Антон, – что любое твое желание не только для тебя, но и для всех должно быть во благо.

    - Это чтоб твое сильное желание никому не принесло вреда, – подхватил Сашко.

    - Ладно, я хочу проверить, – сказал Антон, – Кто со мной?

    Они без труда нашли необычное дерево. Желаний было много, но заветное у каждого одно. Поспорив и хорошенько подумав, они объединили свои заветные желания в одно. Написали желание трижды, каждый на своем родном языке  и стали ждать прилива.

    Вдруг показалась небольшая группа подростков.

    - Вон оно, дерево! – закричал один из них. Их было четверо. Одеты они были одинаково. На голове у всех были одинаковые повязки. Ребята знали, кто носил такие повязки, под повязкой у них был слепой третий глаз. Из-за этого их дразнили слепыми троями.

    - Валите отсюда, скоро будет прилив, – процедил сквозь зубы самый здоровый.

    - Мы первые сюда пришли, – сказал Антон.

    - И первыми уйдете, – подхватил верзила.

    Вдруг кто-то толкнул Ньямо, и тот не удержался на ногах и упал.

    Сашко не выдержал и бросился на помощь. Началась драка. В горячке никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке.

    И вдруг кто-то закричал:  - Волна!

    Все на мгновение оцепенели от ужаса: огромный вал, казалось до самого неба, надвигался на берег. Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать.

    И тут Сашко заметил, что среди них нет Ньяма.

    Ньямо сидел на берегу и стонал от боли в ноге. В стороне лежал на песке один из троев.

    - Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон самому сильному из троев.

    - Это не моя вина, я его не бил, - крикнут тот не останавливаясь.

    Ребята посмотрели на стонавшего троя.

    - Оставим его, он не такой, как мы, – попытался оправдать всех Сашко.

    - А ведь у него тоже было человеческое желание, и он пришел сюда, чтобы написать его, как мы “к высшему благу всех”, – вспомнил Ньямо.

    - Но мы сможем дотащить только одного из вас. – грустно ответил Антон, - Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться!

    Вдруг….

    У вас сейчас начинается выполнение задания, на которое отводится 5 минут.

    После чего предоставляется слово капитанам.

    Заключительный этап

    На этом этапе учитель  обсуждает с учащимися, оказавшиеся наиболее спорными, моменты. Подчеркнуть самое важное, положительное и позитивное в высказываниях всех групп. Обратите внимание на то, что при имеющихся различиях есть немало общего во взглядах и мнениях. А главное, что, работая в группах, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других.

    После этого учитель читает заключительную часть рассказа, написанную автором или весь текст читается от начала до конца.

    … Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться!

    Вдруг Ньямо вырвался у ребят из рук и, припадая на ушибленную ногу, бросился к берегу. На песке, где они только что воевали, сцепившись друг с другом, у дерева, разбитого молнией, он стал заглаживать песок и что-то быстро писать. Сашко и Антон бросились к нему.

    “Пусть волна спадет, – прочитали они и добавили, – к высшему благу всех”.

    Еще не зная, произойдет чудо или нет, они со страхом посмотрели на море.

    И им показалось, что волна стала уменьшаться…  Но тут из-за горизонта брызнули яркие лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза.

    - Ну что, опять до полуночи за компьютером просидели, – Сашкина мама, открыв шторы, потянулась к форточке.

    - Вставайте, бездельники, еще не хватало, чтобы вы уроки прогуляли. Ох, уж этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание.

    Вопрос учащимся: Какие качества должны были проявить мальчики, чтобы рассказ закончился так, как предложил автор?

     У вас на столах есть листочки, напишите на них какое-либо одно качество.

    Учитель приглашает выйти и встать рядом с ним какого-либо ученика, который хоть чем-то похож на учителя (рост, цвет волос, одинаковые увлечения и т.д.). 

    Ученик выходит, приклеивает свой листок на «дерево толерантности» и произносит это слово вслух, встает рядом с учителем и приглашает следующего ученика, с которым обнаруживает еще какое-либо сходство и т.д. Таким образом, весь класс оказавается возле учителя.

    Сейчас только начало весны, деревья еще спят. Но наше с вами дерево проснулось и распустилось от тех слов, которыми вы его окутали.

    На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться с другими людьми частичкой своего сердечного тепла.

     (детям раздаются сувенирные сердечки)

     

     

     

    Категория: Скарбничка ідей | Добавил: valentina (22.11.2015)
    Просмотров: 1135 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вхід на сайт
    Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz