Біологія і географія

Меню сайта
Пошук
***
Леонтьєва Валентина Олександрівна - «На Урок» Курси, вебінари, олімпіади. Портал Всеосвіта.
Корисні сайти
  • biology.org.ua
  • Инфоурок
  • Открытый урок
  • Освітній портал Супер-урок
  • Шкільне життя
  • Нова школа
  • Учительский журнал
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • _

    Синтетическая теория эволюции. Формы естественного отбора.

    Синтетическая теория эволюции. 

    Современная теория эволюции представляет собой синтез Дарвинизма с генетикой, поэтому называется  синтетической теорией.

    Основные положения:

    1. Естественный отбор - главный фактор и движущая сила эволюции.

    2. Материалом для эволюции служат мутации.

    3. Единицей эволюции является популяция.

    4. Ключевым эволюционным событием является образование видов.

    5. Надвидовые таксоны (роды, семейства...) образуются с помощью тех же эволюционных факторов, что и виды.

     

    Формы естественного отбора 

    Естественный отбор – это основная движущая сила эволюции.

    Представление о естественном отборе сильно углубились благодаря современным представлениям генетики и трудам отечественных ученых И. И. Шмальгаузена и С. С. Четверикова , а также многих их зарубежных коллег.

    Рис. 1.

    Согласно современным представлениям о естественном отборе, можно выделить три его формы. 

    1. Движущий отбор -  возникает при смене условий среды и приводит к сдвигу среднего значения проявления признака в популяции под действием факторов среды. Новый признак или его значение должны лучше подходить к изменившимся условиям, чем старые.

    Схема влияния движущего отбора на значение представленности признака в популяции

    Рис. 2. Схема влияния движущего отбора на значение представленности признака в популяции

    Например, при похолодании климата происходит отбор особей с более теплой шерстью.

    Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытых серой корой деревьев. Загрязнение атмосферы, связанное с выбросами заводов и фабрик, привело к потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. С середины XVII века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные формы бабочек. Частота этой аллели быстро возрастала, и уже к концу XIX века некоторые городские популяции берёзовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм. В то время как в сельских популяциях, где уровень загрязнения был ниже, по-прежнему преобладали светлые формы.

    Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, так и в сторону ослабления, вплоть до полной редукции. Так, например, произошло исчезновение зрительных органов у кротов и прочих роющих животных, или редукция крыльев у нелетающих птиц и насекомых.

     Примеры длительного воздействия движущего отбора Примеры длительного воздействия движущего отбора

    Рис. 3. Примеры длительного воздействия движущего отбора: отсутствие глаз у крота (слева) и крыльев у страуса (справа) 

     

    2. Дизруптивный (разрывающий) отбор - оставляют потомство особи с несколькими крайними вариантами признака, а особи со средним значением признака элиминируются 

    Схема влияния дизруптивного (разрывающего) отбора на представленность признака среди особей в популяции

    Рис. 4. Схема влияния дизруптивного (разрывающего) отбора на представленность признака среди особей в популяции

    Дарвин считал, что дизруптивный отбор ведет к дивергенции, т. е. к расхождению признаков, и служит для поддержания полиморфизма популяции. В ходе дизруптивного отбора из общего светло-жёлтого предка появились две формы бабочек: белая и желтая. Разная окраска приводит к разному нагреву крыльев. Белым бабочкам удобно летать в полдень, а желтым – утром. Светло-жёлтым бабочкам неудобно летать и днем, и утром, поэтому отбор действует как раз против среднего значения признака. 

     

    3. Стабилизирующий отбор. Он действует при постоянстве условий внешней среды, путем выбраковывания особей со значительными отклонениями признака.

    Схема стабилизирующего отбора

    Рис. 5. Схема стабилизирующего отбора

    Он направлен на сохранение и закрепление среднего значения признака. Например, цветы растений, которые опыляются насекомыми, очень консервативны, то есть их форма редко меняется. Это связано с тем, что насекомые-опылители не могут проникнуть в венчик цветка слишком глубокий, либо слишком узкий (см. видео).

    Поэтому гены, которые приводят к таким изменениям строения цветов, не передаются дальше и вытесняются из генофонда.

    Благодаря стабилизирующему отбору до наших дней сохранились т. н. живые ископаемые. 

    До наших дней в неизменном виде дожили некоторые виды живых существ, миллионы лет назад бывшие типичными представителями флоры и фауны давно минувшей эпохи. 

    Голосеменное растение – гинкго, широко распространенное в мезозойскую эру, имеет множество переходных признаков, например  пластинчатые листья, характерные для древних покрытосеменных.

      

     

    Существует ещё понятие половой отбор.

    Он не имеет отношения к приведенной классификации, и представляет собой борьбу самцов или самок за возможность оставить потомство. Т. е. это пример внутривидовой борьбы за существование.

    Чаще всего, особь просто выбирает себе наиболее сильного и жизнеспособного партнера. Половая конкуренция приводит к возникновению сложных поведенческих механизмов: пению, демонстративному поведению, ухаживанию (см. видео). Нередко между самцами возникают драки, которые могут закончиться увечьем или смертью участников. 

    В результате полового отбора, потомство оставляют наиболее сильные, жизнеспособные и здоровые особи. Остальные отстраняются от размножения, и их гены исчезают из генофонда популяции.

     

    Закрепление:

    1. Что такое естественный отбор? Почему он происходит?

    2. Чем отличаются естественный и искусственный отбор?

    3. Чем отличаются движущий и стабилизирующий отбор?

    4. Что такое разрывающий отбор?

    5. Куда направлен естественный отбор?

    6. Что такое половой отбор?

    7. Какие виды естественного отбора действуют в популяциях человека?

    8. Приведите примеры влияния разных видов естественного отбора на популяции живых существ. Можно ли наблюдать действие естественного отбора в природе?

    9. Какие эксперименты могут подтвердить или опровергнуть существование естественного отбора? 

      

    Категория: 10 клас | Добавил: valentina (25.03.2015)
    Просмотров: 1541 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вхід на сайт
    Статистика

    Онлайн всього: 5
    Гостей: 5
    Користувачів: 0

    Copyright MyCorp © 2021
    Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz