Мир биологии и географии

Меню сайта
Поиск
Музыка
Погода
Друзья сайта
  • Онлайн переводчик
  • biology.org.ua
  • Учительский журнал
  • Славянск.Справочник города
  • Карта Славянска
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • ...
    Кнопка сайта
    Аквариум
    Главная » Статьи » Биология » 6 класс

    Корень.

    § 23.Корень. Строение и функции.

    Вспомните, какие органы называют вегетативными. Какие вегетативные органы растения? Какое строение и какие функции образующей, ведущей и покровной тканей?

    Корень - это подземный вегетативный орган растения. Он растет верхушкой вниз вследствие воздействия силы притяжения Земли. Корень закрепляет и удерживает растение в почве. Вспомните, как трудно удержать зонтик во время сильного ветра. А как удержаться деревьям с мощной кроной? Именно благодаря корням.

    Другая важная функция корня - впитывания воды с растворенными в ней минеральными веществами и транспортировки ее к надземной части растения, то есть обеспечение минерального питания растения.

    • Какое внешнее строение корня?

    Рис 97. Зоны корня.
    1-корневой чехлик. 
    2 - зона деления 
    3 - зона растяжения
    4 - зона всасывания 
    5 - зона проведения

    Корень состоит из различных по особенностям строения участков. Это зоны: корневого чехлика, деления, растяжения, всасывания и проводящая (рис. 97).

    Корневой чехлик (рис. 97, 1) покрывает верхушку корня и улучшает продвижение его в почву. Он состоит из нескольких слоев живых клеток. Во время продвижения корня в глубь почвы вследствие трения внешние клетки корневого чехлика разрушаются. Новые клетки постоянно образуются за счет образующей ткани. Чехлик - чувствительная зона корня. Именно он воспринимает силу земного притяжения, определяет направление роста корня и ориентацию в пространстве.

    Под корневым чехликом расположена зона деления длиной 2-3 мм (рис. 97, 2). Состоит эта зона из клеток образующей ткани. Они постоянно делятся и обеспечивают образование новых клеток.  Над зоной разделения - зона растяжения (рис. 97, 3). В ней клетки растут. Они удлиняются, продвигая зону деления с корневым чехликом в глубь почвы. Длина этого участка корня не превышает нескольких миллиметров. Эти две зоны образуют зону роста.

    Зона всасывания, или зона корневых волосков, расположенная над зоной растяжения (рис. 97, 4). Это участок корня длиной 5-20 мм, плотно покрыта корневыми волосками (рис. 98). Благодаря этим волоскам поверхность корня в сотни раз превышает общую площадь надземной части и обеспечивает поглощение воды и питательных веществ из почвы. Корневые волоски впитывают с почвенного раствора воду и минеральные соли. Они постоянно восстанавливаются.

    !!! Интересно знать, что предотвратить повреждение корневых волосков во время пересадки можно, если растение выкапывать вместе с почвой, в котором она росла до этого.

    Большую часть корня составляет зона проведения (рис. 97, 5). В своей верхней части она граничит с основанием стебля. Ведущая зона - толстая участок корня. Здесь корень ветвится. Ведущая зона не имеет корневых волосков. Она только обеспечивает движение поглощенных в зоне всасывания воды и минеральных веществ в надземной части растения, а органических веществ, наоборот, от стебля к корню.

     

     

     


    • Какое внутреннее строение корня?

    Рис 99. Внутреннее строение корня
    1 - центральный цилиндр
    2 - кора 3 - сосуды 4 - кожица
    5 - ситовидные трубки 
    6 - корневые волоски
    7 - основная ткань

    На рисунке 99 изображено поперечный срез корня через зону корневых волосков. Покровная ткань в этой области корня состоит из одного слоя клеток кожицы с тоненькими стенками. Именно эти клетки и образуют корневые волоски.

    Глубже, под кожурой, размещенная кора корня. Она состоит из многих слоев клеток основной ткани. По этой ткани растворы питательных веществ движутся от корневых волосков к проводящих тканей, расположенных в центральной части корня.

    Центральную часть корня образует центральный цилиндр. В многолетних растений он может быть окружен слоем клеток боковой образующей ткани. Благодаря разделению этих клеток корень утолщается. В центральном цилиндре формируется ведущая система растения, в состав которой входят сосуды и ситовидные трубки. По сосудам происходит восходящее движение воды с растворенными минеральными веществами, то есть от корня к надземной части растений. А по ситовидных трубках органические вещества транспортируются от зеленых надземных частей к корню - это нисходящее движение. В центральном цилиндре также расположены механическая и основная запасающая ткани.

    Мы уже упоминали, что важной функцией корня является обеспечение минерального питания растения.

    • В чем заключается минеральное питание растений?

    Это процесс поглощения и усвоения растениями раствора веществ, необходимых для их жизнедеятельности.

    Минеральное питание, как и фотосинтез и дыхание, - основа жизни растительного организма.

    Вода с растворенными в ней минеральными веществами поступает через корневые волоски и по клеткам коры корня попадает, к сосудам центрального цилиндра. Сосудами корня и стебля вода достается всех других органов растения (рис. 100).

    Поглощены минеральные вещества растение использует для образования сложных органических веществ: белков, ДНК, хлорофилла, других пигментов и тому подобное. Важнейшую роль в питании растений играет химический элемент азот (N). Он входит в состав белков и ДНК (вспомните значение этих веществ в организме). Из курса естествознания вы помните, что атмосферный воздух содержит огромный запас азота (около 78%). Но газообразный азот недоступен для растений. Его могут усваивать только некоторые микроорганизмы, такие как клубеньковые бактерии (вспомните, какие бактерии называют клубеньковыми).

    В том, что соединения азота необходимые для роста растения, легко убедиться на таком опыте (рис. 101). Две растения выращивали в одинаковых условиях, но одну - в почве, содержащий все необходимые элементы, в том числе и азот, а другую - без веществ, содержащих азот. В почве, бедной азот, выросла небольшая слабая растение, хотя в воздухе азота много. В почве, богатой азот, выросло растение значительно больших размеров. Итак, мы можем сделать вывод: для роста и развития растения важен не газообразный азот, а соединения азота, содержащиеся в почве в виде солей. Поэтому, если в основе этих соединений не хватает, их необходимо вносить в виде удобрений.

    • Что такое удобрения?

    В природе все остатки живых организмов и продукты их жизнедеятельности попадают в почву, где их раскладывают бактерии, грибы и разные животные на простые минеральные вещества (рис. 102). Эти вещества служат для питания растений. Выращивая культурные растения, человек с урожаем забирает большую часть продукции растений, которая в почву не возвращается. Это постепенно истощает почву. Чтобы количество питательных веществ в почве не уменьшалась, в него вносят определенные вещества - удобрения. Бывают органические и минеральные удобрения.

    Органические удобрения - это продукты жизнедеятельности или остатки живых организмов: перегной, навоз, птичий помет, торф, компосты и др.

    Минеральные удобрения - нитратные, фосфатные и калийные - выпускает химическая промышленность.

    !!! Интересно знать, что есть определенные правила внесения удобрений в почву. Прежде всего следует определить необходимое их количество Избыток некоторых элементов в почве может так же неблагоприятно влиять на жизнедеятельность растений, как и их недостаток. Органические удобрения обычно вносят в почву осенью Это связано с тем, что требуется время, чтобы к весне они под действием почвенных организмов разложились до растворимых в воде минеральных соединений, которые способны усваивать растения. Фосфатные удобрения также вносят осенью, потому что они плохо растворяются в воде, а нитратные и калийные -весной, поскольку они растворяются лучше.


    Докажем на практике.

    Л.и.  Строение корня в связи с его функциями.

    Оборудование: корни проростка пшеницы, постоянные микропрепараты «Корень пшеницы», микроскопы, лупы, предметные стекла, окрашенная чернилами вода, таблицы.

    Ход работы.

    1. Рассмотрите молодой корень растения с помощью лупы. Найдите корневой чехлик, зоны рделения, растяжения, зону всасывания с корневыми волосками и зону проведения.

    2. Положите молодой корень на предметное стекло в каплю воды, окрашенную чернилами. Рассмотрите этот микропрепарат под микроскопом (или постоянный микропрепарат «Корень пшеницы»),

    3. Найдите верхушку корня с корневым чехликом, зону деления, растяжения, зону всасывания с корневыми волосками, зону проведения. Сделайте рисунок в тетради, подпишите зоны. Укажите, какие функции выполняет каждая зона.


    Обобщим знания

    ♦ Корень состоит из различных по особенностям строения и функций участков - зон. Его верхушка покрыта корневым чехликом, под которым расположена зона рделения.

    ♦ За счет клеток зон деления и растяжения корень растет. В зоне всасывания имеющиеся корневые волоски, которые обеспечивают минеральное питание растения. В области зоны всасывания корня можно выделить слои коры и центральный цилиндр.

    ♦ В зоне проведения питательные вещества передвигаются к надземной части растения.

    ♦ Корень не только удерживает растение в почве, но и впитывает воду и растворенные в ней питательные вещества и транспортирует их к надземных частей растения. Вещества, которые растение получает из почвы, нужны ей в разных количествах. Прежде всего растению нужны соединения азота, калия и фосфора. Чтобы количество питательных веществ в почве не уменьшалась, следует вносить органические и минеральные удобрения.

    Пополните свой биологический словарь: кореневой чехлик, зоны: деления, ростяжения, зона всасывания, зона проведения, корневые волоски, минеральное питание, удобрения.



    Опорный конспект:

    Тема№4. Корень. Строение и функции.

    Корень - подземный вегетативный орган растения.

    функции:
    1. Закрепление в почве!
    2. Минеральное питание! + 3. Запас питательных веществ. 4. Вегетативное размножение.

    Строение (зоны) корня:

    1. Корневой чехлик.
    2. Зона роста: а) зона деления, б) зона растяжения.
    3. Зона всасывания (зона корневых волосков - выросты клеток кожицы).
    4. Зона проведения (зона боковых корней).

    Внутреннее строение:

    1. Кожица.

    2. Кора - основная ткань.

    3. Центральный цилиндр:

    а) боковая меристема → утолщение корня
    б) проводящая система: сосуды и ситовидные трубки
    в) механическая и основная запасающая ткани

    Почва - верхний рыхлый плодородный слой земли.

    Минеральное питание - процесс поглощения и усвоения растениями минеральных веществ из почвы.

    Удобрения - вещества, которые человек вносит в почву.

    виды:

    1. Органические ⇒ перегной, гной, птичий помет, торф, компост.

    2. Минеральные - выпускаются на химических заводах

    а) нитратные- селитра → рост растений
    б) калийные- хлорид калий → рост корня
    в) фосфатные - суперфосфат → созревание плодов

    !!! 1. Удобрения вносят только норму. Избыток → очень вредно.

      2. Органические и фосфатные вносят осенью, нитратные и калийные → весной.



    Проверьте полученные знания

    • Выберите один правильный ответ
    1. Укажите часть корня, которая реагирует на силу притяжения:
     а) зона деления; б) зона растяжения; в) корневой чехлик; г) зона корневых волосков.
    
    2. Установите правильную последовательность составляющих внешнего строения корня снизу вверх:
     а) зона всасывания; б) корневой чехлик; в) зона растяжения; г) зона деления; д) зона проведения.
    
    3. Установите правильную последовательность поглощения растением воды:
     а) сосудами корня и стебля вода попадает ко всем другим органам растения;
     б) по клеткам коры корня вода попадает в сосудов центрального цилиндра;
     в) вода поступает через корневые волоски к клеткам коры корня.
    • Ответьте на вопросы
    1. Что такое корневой чехлик? Каковы его функции?
    2. В какой зоне корня всасывается раствор минеральных веществ?
    3. Какие особенности внутреннего строения корня в зоне всасывания?
    4. Что такое минеральное питание?
    5. Как вода и минеральные вещества поступают к корню?
    • Подумайте! 

    1. Известно, что рост корня в глубь почвы определяется действием определенного постоянного раздражителя. Какой это раздражитель?


     

    Д/З:  §23; т/т 1-4  ( опорный конспект); письменно ответы на вопросы тестов.


     

     

    Категория: 6 класс | Добавил: valentina (24.02.2013)
    Просмотров: 861 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Сверим время
    Календарь
    Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання КаленДАРь - праздник на каждый день
    ***
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 397
    Вверх
    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz