Мир биологии и географии

Меню сайта
Поиск
Музыка
Погода
Друзья сайта
  • Онлайн переводчик
  • biology.org.ua
  • Учительский журнал
  • Славянск.Справочник города
  • Карта Славянска
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • ...
    Кнопка сайта
    Аквариум
    Главная » Статьи » Биология » 6 класс

    Методы изучения организмов. Применение биологических знаний в деятельности человека.

    § 4. Методы изучения организмов. Применение биологических знаний в деятельности человека.

    • С помощью каких методов изучают организмы?

    Весь прогресс человечества связан с развитием научных исследований. Изучая природоведение, вы уже применяли некоторые методы исследования природы (вспомните их).

    При изучении биологии чаще всего вы будете использовать:

    1. наблюдения,
    2. описание,
    3. сравнения,
    4. эксперименты.

    Мы постоянно изучаем окружающий мир, наблюдая за природными телами и явлениями, происходящими в природе. Исследователь наблюдает за определенным объектом целенаправленно. Для этого он выбирает объект наблюдения (например, представителей животных или растений), составляет план наблюдения, ставит цели и предполагает результат. Наблюдение является самым распространенным методом исследования живой природы, когда исследователь лишь наблюдает за развитием событий и не влияет на их ход.

    При наблюдении часто используют соответствующие оптические приборы, которые позволяют приблизить объект или увеличить его размеры. Например, за птицами можно наблюдать с помощью бинокля (рис. 17), телескопа.

    Наблюдение можно проводить как в природе, так и в специальных научных лабораториях. В лабораториях наблюдения за процессами жизнедеятельности мелких организмов можно проводить с помощью светового микроскопа (рис. 18).

    Заведите «Тетрадь природы» и, пользуясь советами учителя, постоянно записывайте в неё результаты собственных наблюдений за изменениями, происходящими в природе в течение года. В частности укажите, какие деревья первыми сбросили листья, какие птицы улетели в теплые края, а какие остались зимовать и др. Сравнивая результаты собственных наблюдений в течение нескольких лет, вы сможете сделать определенные выводы.

    Исследователи описывают различные объекты и явления живой природы, применяя описательный метод. Таким методом пользовался древнегреческий ученый Аристотель, которого называют «отцом биологии» (рис. 2, 1). Он описал около 500 видов известных ему животных. А его ученик Теофраст (рис. 2, 2), которого считают основателем ботаники, описал около 500 видов растений. И теперь ученые описывают ежегодно тысячи новых для науки видов растений, грибов, животных, микроорганизмов.

    Часто во время наблюдения ученые один объект, процесс или явление сравнивают с другими подобными. Так они обнаруживают черты сходства и различия между ними. Так используют метод сравнения.

    Как метод исследования ученые используют эксперимент. Сначала исследователь выбирает объект исследования. После этого он ставит вопрос, на который будет пытаться ответить с помощью эксперимента. Далее планирует сам эксперимент. Результаты эксперимента позволяют подтвердить предположения исследователя или опровергнуть его.

    Эксперименты, как и наблюдения, бывают полевые и лабораторные. Полевые эксперименты осуществляют в естественных условиях. Например, на экспериментальных участках изучают действие определенных удобрений на рост растений. Лабораторные эксперименты проводятся в специально оборудованных помещениях - лабораториях.

    Интересно знать, что данные, полученные учеными с помощью различных методов исследований, обязательно должны быть обработаны математически. Это поможет выявить определенные закономерности, общие и отличительные черты в исследуемых объектах, процессах или явлениях.

    • Как человек использует знания по биологии в своей деятельности?

    Все компоненты живой природы человек использует для улучшения условий своей жизни: здоровье, питание, проживание, качества окружающей среды. Для решения этих задач биология тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, охраной природы, многими отраслями промышленности (рис. 19).

    • Задание. Вместе со взрослыми зайдите в аптеку и убедитесь, что в продаже имеется много лекарственных трав, например: эвкалипт, ромашка лекарственная, ягоды черники, валериана, эхинацея пурпурная и др. Узнайте о лечебном действии некоторых из этих растений и запишите результаты своего исследования в тетрадь.

    Развитие биологических наук открывает новые возможности гармоничного сочетания интересов человека законам развития природы.

    Исследуя живую природу, человек черпает из нее новые идеи, которые воплощает в промышленности, архитектуре и тому подобное. Есть даже отдельная отрасль биологии - бионика. В переводе с древнегреческого языка бионика означает «часть жизни». Эта наука - пример взаимодействия биологии с техникой.

    Следовательно, значение биологии для существования человечества трудно переоценить. Получив соответствующее образование, вы тоже могли бы внести свой вклад в защиту окружающей среды и сохранения многообразия различных групп организмов.

    • Задание. Объединитесь в группы и подготовьте краткий доклад о применении знаний по биологии в различных отраслях хозяйства.


    Обобщим знания.

    Для изучения живой природы исследователи применяют следующие основные научные методы: описательный, наблюдение, эксперимент, сравнение и другие.

    Научные исследования могут проводиться как в природе (полевые исследования), так и в специально оборудованных помещениях - лабораториях (лабораторные исследования).

    Результаты исследований в области биологии имеют решающее значение для сохранения и улучшения здоровья человека и домашних животных, обеспечения человечества продовольствием, сохранения и улучшения состояния окружающей природной среды.

    Пополните свой биологический словарь: описательный метод, наблюдения, эксперимент, сравнение.



    Опорный конспект:

    Тема№4. Методы изучения организмов. Применение биологических знаний в деятельности человека.

    Методы:

    1. Наблюдение.

    2. Описание - "метод Аристотеля" ( описал > 500 видов животных)

    3. Сравнение - обнаруживаем черты сходства и различия у объектов.

    4. Эксперименты - наблюдаем за объектами в измененных условиях.

    а) полевые
    б) лабораторные
    
    Применение биологических знаний:
    

    1. Для улучшения условий своей жизни: здоровье, питание ...

    2. Человек черпает новые идеи, которые воплощает в промышленности, архитектуре ...

    3. Защита окружающей среды.



    Проверьте полученные знания.

    • Ответьте на вопрос

    1. Какое значение лекарственных растений для сохранения и улучшения здоровья человека?

    2. Какое значение биологии для развития медицины и сельского хозяйства?

    • Подумайте.

    1. Почему биологию считают наукой будущего?

    2. Почему клетку считают единицей строения организмов? С помощью каких методов исследуют клетки?

    • Выберите один правильный ответ
    1. Укажите метод в естествознании, которым пользовался Аристотель:
     а) наблюдение и описание; б) полевой эксперимент; в) лабораторный эксперимент.
    
    2. Метод, с помощью которого обнаруживают черты сходства и различия между объектами, - это:
     а) описание; б) наблюдение; в) эксперимент; г) сравнение.

    Д/З: §4; т/т 1-4 (опорный конспект); письменно ответы на вопросы теста.

     

    Категория: 6 класс | Добавил: valentina (11.12.2017)
    Просмотров: 59 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Сверим время
    Календарь
    Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання КаленДАРь - праздник на каждый день
    ***
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 397
    Вверх
    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz