Мир биологии и географии

Меню сайта
Поиск
Музыка
Погода
Друзья сайта
  • Онлайн переводчик
  • biology.org.ua
  • Учительский журнал
  • Славянск.Справочник города
  • Карта Славянска
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • ...
    Кнопка сайта
    Аквариум
    Главная » Статьи » Биология » 7 класс

    Мохообразные.

    Разработка урока для учителей ⇒ скачать


    § 42. Мхи.

    • Вспомните, какие растения относятся к высшим. Какие растения относятся к однодомным и двудомным? Что такое спора, половое, бесполое и вегетативное размножение? Какие органы есть у растений?

    К высшим растениям относятся мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные.

    На Земле насчитывается около 24 тыс. видов мхов! И распространены они повсюду. Большинство мхов растут в достаточно увлажненных местах. Поверхность стволов деревьев они густо покрывают на северной стороне, куда попадает меньше солнечных лучей.
    По строению тела различают мхи печеночники и листостеблевые. Внутреннее строение некоторых мхов очень простое, они состоят из почти одинаковых клеток, а в других можно наблюдать разнообразные ткани.

    Наука, изучающая мхи, называется бриологией.

    • Какие черты присущи мхам?

    Тело печеночных мхов - это пластинка, на нижней поверхности которой могут быть только лопасти и волоски - ризоидиды, которыми эта пластинка прикрепляется к почве или камням. Например, Маршанция изменчивая, которую можно увидеть на переувлажненных лугах и по берегам ручьев.

    Похожее изображение

    Листостебельные мхи.

    Все вы в лесу или на лугу видели плотные подушки, образованные невысокими растениями - так называемые моховые подушки. Один из видов мхов, их образуют, - кукушкин лен (рис. 169, А). Осторожно выкопаем отдельные особи кукушкин лен, отмоем их от почвы и рассмотрим с помощью лупы его строение (рис. 169, Б). Мхи не имеют корней, а в почву крепятся многоклеточных волосовидными выростами - ризоидами. Они закрепляют растение в почве и впитывают из него воду (вспомните функции корня цветочной растения). Питательные вещества в мох могут поступать и через другие участки растения.

    Тело кукушкин лен состоит из стеблевой части и листьев. Мелкие заостренные листья обильно покрывают стебель. Они зеленые, потому что содержат хлорофилл (за исключением расположенных ближе к почве).

    Растения, которые мы выкопали, - это особи полового поколения (гаметофита). На одних из них развиваются мужские генеративные органы, в которых образуются сперматозоиды, а на других - женские, где формируются яйцеклетки. Итак, кукушкин лен - двудомное растение.

    При наличии воды созревшие сперматозоиды сливаются с яйцеклеткой и оплодотворяют ее. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) развивается в особь бесполого поколения (спорофит). Он имеет вид коробочки, покрытой крышечкой (найдите на рис. 169, Б).

    Коробочка называется спорангий, потому что в ней образуются споры (вспомните, что такое спора) (рис. 169, 3). Коробочка покрыта волосистым колпачком. Когда споры в коробочке созревают, ее колпачок отпадает и споры рассеиваются. Попав в благоприятные условия, спора прорастает в зеленую нить (рис. 169, 4), которая напоминает нитчатые зеленую водоросль. Нить растет, ветвится, и из ее клеток вырастают мужские и женские особи полового поколения. Итак, у мхов преобладает половое поколение (гаметофит).

    • Как образуется торф?

    На болотах растут различные виды сфагнума (рис. 170, А). В отличие от кукушкиного льна, сфагнум не имеет ризоидов. Мох растет верхушкой, а нижняя часть постоянно отмирает. На верхушке стебля сфагнумы имеют розетку ветвей (по 4-5), на которых образуются шарообразные коробочки со спорами.

    Листья сфагнума образованы клетками двух типов (рис. 170, Б). Одни из этих клеток живые, зеленые, имеют хлоропласты. Другие клетки - мертвые и бесцветные. В их оболочке имеются отверстия, через которые в клетку поступает вода. Сфагнум может поглощать воды в 40 раз больше, чем весит сам. Если высушенный сфагнум погрузить в стакан с водой, то он может вобрать в себя почти всю воду.

    Остатки сфагнума и других растений, растущих на болотах, погружаются в воду. Поскольку в болотной воде кислорода мало, а сфагнумы выделяют особые вещества, тормозящие развитие микроорганизмов, то отмершие их часть не перегнивают. Они оседают на дне болот в течении десятков, сотен и даже тысяч лет, прессуются и образуют торф. Слои торфа иногда достигают десятков метров толщиной.

    Человек издавна использует торф как топливо. Значительные его запасы сосредоточены на севере Украины, в частности на Полесье. С прессованного торфа изготавливают плиты, которые используют на строительстве как материал, поглощающий шумы и сохраняет в доме тепло. Торф - это высокоэффективное удобрение. В химической промышленности торф служит сырьем для производства пластмасс, воска, красок, лаков, спиртов и др. Высушенный сфагнум обладает бактерицидными свойствами, поэтому его раньше использовали при лечении ран.


    Обобщим знания.

    Мхи - высшие растения, в которых функции корней выполняют ризоиды. Особи полового поколения состоят из стебля и листьев и способны к фотосинтезу. Особи бесполого поколения образуют споры.

    Отмершие остатки сфагновых мхов образуют торф, который человек применяет в качестве удобрения, топливо и сырье для химической промышленности.

    Пополните свой биологический словарь: половое поколение, бесполое поколения, спорангии.



    Опорный конспект.

    Тема №4. Мхи.

    450 млн. лет назад⇒ "выход" растений на сушу

    водоросли → высшие споровые: мхи, хвощи, плауны, папоротники

    Бриология - наука о мхах.

    Отдел Мохопообразные ≈ 35 тыс.видов (≈ 800 Укр.), многолетние травы

    почва, вода+ деревья, скалы

    Преобладает гаметофит - половое поколение.

    Для оплодотворения необходима вода!!!

    І. Печеночники:

    1. Маршанция изменчивая - темно-зеленая пластинка 

    2. Риччия - в воде

    ІІ. Листостеблевые мхи:

    1. Кукушкин лён (политрих) - зеленый мох в лесу, лугах + болота

    - двудомное растение → мужские и женские клетки на разных растениях
    - стебель неразветвленный (≈ 4о см)
    - мелкие листья
    - ризоиды

    спорофит → на верхушке гаметофита ( после оплодотворения)

    1. ножка
    2. коробочка со спорами

    2. Сфагнум (белый мох) - на болотах, образует  торф

    - однодомное растение→ мужские и женские клетки на одном растении

    - стебель разветвленный на верхушке (≈5о см)

    - ризоиды отсутствуют

    - мелкие листья ⇒ клетки: 1. зеленые (живые) → фотосинтез. 2. белые (мертвые) → запас воды.

     

    Значение мхов:

     1. Растения - пионеры.
    2. Водный баланс → питают болота → реки.
    3. Заболачивание местности.
    4. Бактерицидные.
    5. Торф ⇒ топливо, удобрение, химическое сырье (пластмассы, воски, спирты...)
    


    Проверим полученные знания.

    • Выберите один правильный ответ
    1. Укажите структуры, с помощью которых кукушкин лен прикрепляется к почве: 
     а) главный корень; б) дополнительные корни; в) ризоиды; г) боковые корни.
    
    2. Назовите полезное ископаемое, образовавшееся в основном за счет отмерших остатков мха: 
     а) диатомит; б) известняк; в) торф; г) каменный уголь.
    • Ответьте на вопросы
    1. Что такое спорангии?
    2. Какое строение особей полового и бесполого поколений кукушкиного льна?
    3. Как образуется торф? Как человек использует торф?
    • Подумайте. 

    В сухих степях и полупустынях на поверхности почвы живут особые виды мхов. В какое время и при каких условиях возможно их половое размножение? Что общего и отличного между водорослями и высшими споровыми растениями?


    Докажем на практике
    Л.и. Строение мха.

    Оборудование:  растения кукушкин лен, микропрепараты, микроскоп, лупа, таблицы.

    Ход работы.

    1. С дернины мха пинцетом осторожно выделите отдельные растения кукушкиного льна. С помощью лупы найдите среди них мужские и женские особи. Определите, по каким признакам они отличаются друг от друга.

    2. С помощью лупы рассмотрите стебель, листья, ризоиды, обратите внимание на особенности внешнего строения листьев и их размещение на стебле.

    3. Рассмотрите с помощью лупы женскую особь с коробочкой. Обратите внимание на ее розово-бурую окраску и на то, что основание ножки сращено с верхушкой женского растения.

    4. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепараты коробочки кукушкиного льна. Найдите внутри коробочки споры.


    Д/З: § 42, т/т 2-4 (опорный конспект), письменно ответы на вопросы теста.


     

     

    Категория: 7 класс | Добавил: valentina (24.02.2013)
    Просмотров: 581 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Сверим время
    Календарь
    Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання КаленДАРь - праздник на каждый день
    ***
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 379
    Вверх
    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz