Мир биологии и географии

Меню сайта
Поиск
Музыка
Погода
Друзья сайта
  • Онлайн переводчик
  • biology.org.ua
  • Учительский журнал
  • Славянск.Справочник города
  • Карта Славянска
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • ...
    Кнопка сайта
    Аквариум
    Главная » Статьи » Биология » 6 класс

    Процессы жизнедеятельности.


    Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
     

    § 21 (2). Растение - живой организм.

    • Вспомните признаки живого.

    Растение - это целостный организм, которому, как и любому другому живому существу, присущее питания, дыхания, рост, развитие и размножение.

    Растения сами создают органические вещества из неорганических. Вы уже знаете, что такой тип

    питания називают автотрофным. Их клетки содержат хлорофилл, способен улавливать солнечные лучи и усваивать их энергию. Рассмотрите рисунок 83 и вспомните составляющие клетки растения.

    Итак, растениям доступна энергия солнца, которую они усваивают благодаря фотосинтезу (вспомните, органеллы, благодаря которой осуществляется фотосинтез - это хлоропласт).

    Фотосинтез -  уникальный природный процесс, благодаря которому растения превращают неорганические вещества окружающей среды (углекислый газ и воду) в органические, используя энергию Солнца. При этом в окружающую среду выделяется кислород. Другие организмы - животные, грибы, большинство бактерий - используют для собственного питания готовую органическое вещество, созданную растениями.

    Воду для осуществления фотосинтеза растения получают преимущественно из почвы, а углекислый газ - из воздуха.

    Процесс усвоения растениями углекислого газа из атмосферы называется воздушное питание (рис. 84).

    Как доказать, что растение выделяет кислород в процессе фотосинтеза? Выполним опыт (рис. 85). Да  растения плотно накроем стеклянным колпаком. Одно из них поставим на несколько суток в темное место, а другое - оставим на свету.

    Через несколько дней поставим под стеклянные колпаки, которыми накрыты растения, зажженные свечи. Свеча горит дольше под колпаком, которым был накрыт освещенную растение. Это объясняется тем, что на свете осуществляется фотосинтез и под колпаком накапливается кислород, который поддерживает горение. В растении, которая оставалась в темноте, фотосинтез ни происходил, и необходимый для горения кислород не выделялся.

     

    С помощью другого опыта докажем, что в процессе фотосинтеза образуется углевод крахмал (вспомните, молекула крахмала образована из молекул глюкозы) (рис. 86). Выдержим определенное время комнатное растение (бальзамин, герань, гортензию или другое) в темноте, чтобы иссякли запасы крахмала в их листьях. Затем накройте часть листа с обеих сторон полоской непроницаемого для света бумаги или фольги (рис. 86, 1). Поставим растение на яркий свет и выдержим ее там в течение нескольких часов. Срежем листок, снимем с него полоску бумаги или фольги и опустим на 2-3 мин в кипяток, а затем - в горячий спирт (рис. 86, 2). После этого промоем листок водой и обработаем слабым раствором йода. Мы увидим, что он окрасится неравномерно, ведь в тени часть листа будет бесцветной (рис. 86, 3). Это объясняется тем, что в результате фотосинтеза в освещенной части листа образовался углевод крахмал. Под влиянием йода крахмал синеет. Также в листке образуются и другие органические вещества.

    Кроме фотосинтеза, в организме растения происходит дихание.

    Во время дыхания растение впитывает кислород и выделяет углекислый газ. При этом органические вещества растения разлагаются, в результате чего высвобождается энергия. Эта энергия прежде всего нужна самим растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности в ночные часы, когда нет солнечного света.

    Для выявления дыхания у растений выполним опыт. Возьмем два стакана. В один из них нальем чистую воду, а в другой - прозрачную известковую воду. В каждый поместим по веточке элодеи. Накроем стаканы колпаками и поставим в темное место. Через два-три дня увидим, что известковая вода стала мутной. Это свидетельствует о том, что растение при дыхании выделяет углекислый газ, который реагирует с известковой водой (рис. 87).

    Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Растения обычно поглощают много воды, но непосредственно для образования органических веществ используют лишь незначительную ее количество. Основная масса воды испаряется.

    Транспирация (испарение воды) -  это выделение из растения водяного пара. Воду испаряют все части растения, а интенсивно - листья. Способность растения испарять воду можно доказать с помощью несложного опыта.

    Возьмем любую комнатное растение. Поместим веточку с листьями в колбу, которую плотно закроем ватой (рис. 88, 1). Через некоторое время на стенках колбы появятся капли воды, испарили листья (рис. 88, 2).

    Растения растут, постепенно увеличиваясь в размерах. Как и другие организмы, размножаются.

    Регуляция функций растений происходит с помощью фитогормонов, иммунитет обеспечивают фитонциды, они угнетают болезнетворные организмы.


    Обобщим знания.

    Растения способны к фотосинтезу. Используя энергию света, они создают органические вещества из неорганических. Поэтому растения - это автотрофные организмы. В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

    Дыхание - процессы разложения органических веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. Во время дыхания растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

    Вследствие испарения воды листьями усиливается поступление из почвы раствора питательных веществ и охлаждается растение.

    Пополните свой биологический словарь:  испарения, фотосинтез, дыхание.



    Опорный конспект:

    Тема №2. Процессы жизнидеяльности.

    1. Питание автотрофное → фотосинтез.

    Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии солнца.

    используются ⇒ вода (поступает из почвы) и углекислый газ (из воздуха)

    выделяется ⇒ кислород

    образуется ⇒ глюкоза → крохмал

    2. Дыхание - окисления органических веществ с выделением энергии (запасается в митохондриях).

    используются ⇒ кисень

    выделяется⇒ вуглекислий газ

    3. Транспирация - испарение воды.

    4. Рост - количественные изменения.

    5. Развитие - качественные изменения.

    6. Фитогормоны - вещества, которые регулируют процессы растений.

    Фитонциды - вещества, которые защищают растения от микроорганизмов.



    Проверьте полученные знания

    • Выберите один правильный ответ

    1. Определите, чем процесс фотосинтеза отличается от дыхания:

        а) кислород поглощается; б) кислород выделяется; в) углекислый газ выделяется.

    2. Укажите процесс, во время которого растения выделяют кислород:

        а) фотосинтез; б) дыхания; в) испарение воды.

    • Ответьте на вопросы

    1. Какие процессы характерны для растений?

    2. Чем фотосинтез отличается от дыхания?

    2. Что такое транспирация?

    • Подумайте.

    Установить, какие процессы обеспечивают вегетативные и генеративные органы растений.


    Д/З: проработать §21 (2); т/т 1,2 (опорный конспект); письменно ответы на вопросы теста.


     

    Категория: 6 класс | Добавил: valentina (20.12.2017)
    Просмотров: 62 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Форма входа
    Сверим время
    Календарь
    Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання КаленДАРь - праздник на каждый день
    ***
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 397
    Вверх
    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz