Мир биологии и географии

Меню сайта
Новости, новости..
6 класс [116]
7 класс [96]
8 класс [60]
9 класс [42]
10 класс [84]
11 класс [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные сайты
  • biology.org.ua
  • На урок
  • Инфоурок
  • Открытый урок
  • Освітній портал Супер-урок
  • Шкільне життя
  • Нова школа
  • Учительский журнал
  • Славянск.Справочник города
  • Карта Славянска
  • Друзья сайта
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • - -
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 425

    Транспорт веществ.

    § 30. Транспорт веществ. Взаимосвязи между различными частями растения.

    Вспомните из курса природоведения,  что такое давление. Какие ткани и органы у цветковых растений? Какие особенности строения и функций корня, побега, почки? Что такое сердцевинные лучи, спящие почки?

    Какие взаимосвязи существуют между частями растительного организма? Вы уже ознакомились со строением и функциями отдельных вегетативных органов растения - корня и побега. Однако живое растение - это целостный организм, все части которого тесно взаимодействуют, выполняя определенные жизненные функции. Нарушение строения или функций любого из органов сразу же сказывается на деятельности других, а следовательно, и организма в целом. Например, повреждения и отмирания корня не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным впитывания им из почвы растворов минеральных соединений. Растение с отмершими корнями непременно погибнет. То же самое произойдет с растением, если из ствола молодого деревца снять кору в виде пояска (рис. 127). Это остановит поступления органических веществ, образованных благодаря фотосинтезу, от листьев к нижней части стебля и корня. Растение может погибнуть и в результате несвоевременного сброса или отмирание листьев, потому что это сделает невозможным осуществление фотосинтеза.

    Связи между различными органами растения обеспечивают проводящие ткани. Они пронизывают весь организм -от корня через стебель к каждому листу. Вы уже знаете, что восходящие потоки растворов питательных веществ направляются по сосудам, а нисходящие - по ситовидных трубках. Горизонтальное перемещение органических веществ по стеблю древесных растений возможно по сердцевидных лучах. Воду и минеральные вещества из почвы к побегу поставляет корень. Образующиеся в листьях органические вещества по стеблю транспортируются к корневой системе (рис. 128). В клетках и сосудах корня вследствие заполнения их водным раствором, который впитывается корневыми волосками из почвы, возникает корневое давление. Оно обеспечивает движение растворов кнадземной части растения.

    Испарения воды листьями создает так называемую присысную силу листьев. Чем больше воды они испаряют, тем интенсивнее корень поглощает ее из почвы и водный раствор быстрее поступает к надземным органам растений.

    !!! Интересно знать, что механизмами передвижения веществ по растению можно управлять. Так, чтобы ускорить созревание помидоров, их пасынкуют, то есть удаляют боковые побеги. Для ускорения созревания плодов у винограда обрезают молодые побеги, появляющиеся после формирования виноградных гроздей.

    Как растения регулируют свои жизненные функции? Работа различных органов согласуется благодаря выработке растением особых биологически активных веществ, которые называют фитогормонами. Они (в чрезвычайно малых количествах) регулируют рост и развитие растений. Одни из них ускоряют деление и рост клеток, другие, наоборот, тормозят их. Фитогормоны регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов, сбрасывание листьев и тому подобное. Вы знаете, что спящие почки могут длительное время находиться в состоянии покоя, а прорастают после повреждения верхушечной почки. Откуда же они «узнают», что конус нарастания поврежден? Дело в том, что именно верхушечная почка выделяет определенные фитогормоны, которые по ситовидным трубкам направляются вниз по стеблю и сдерживают рост расположенных ниже почек, среди которых и спящие. Это явление используют для выращивания культурных растений. Например, садоводы ограничивают рост плодовых деревьев в высоту и усиливают ветвления при формировании кроны, удаляя верхушечные почки.

    Фитогормоны применяют и в хозяйстве. Так, обрабатывая растение фитогормонами, которые ускоряют деление клеток и рост органов, можно ускорять созревание плодов и увеличивать их массу (рис. 129). Обрабатывая фитогормонами семена, можно ускорить его прорастания.

    Растения вырабатывают вещества, способные защищать их от болезнетворных микроорганизмов. Такие вещества называют фитонцидами. Много фитонцидов производят лук и чеснок. Именно поэтому их широко применяют для профилактики простудных заболеваний.


    Обобщим знания.

    Организм растения является целостной системой, в которой работа различных органов взаимосогласована. Связи между различными частями растения прежде всего обеспечивают проводящие ткани.

    ♦ Во взаимосвязанной работе различных органов и частей растения важная роль принадлежит фитогормонам. Эти биологически активные вещества регулируют в растении различные процессы жизнедеятельности.

    Пополните свой биологический словарь: корневое давление, присисна сила листьев.


    Проверим на практике.

    Исследовательский практикум «Транспорт веществ по ростению» (выполнять дома с помощью взрослого).

    1. В течение семи дней проращивать семена фасоли или гороха (на выбор).

    2. Воду в сосуде с семидневными проростками замените на раствор пищевого красителя. Периодически доливайте воду в сосуд, сохраняя первоначальный уровень раствора.

    3. Через три дня корни проростков сполосните в чистой воде, слегка просушите их бумажной салфеткой.

    4. Сделайте поперечный разрез корня и с помощью лупы на белом листе бумаги установите, по каким его участкам двигался окрашенный раствор.


    Проверьте полученные знания

    • Выберите один правильный ответ

    1. Укажите части растения, по которым происходят восходящие потоки растворов минеральных веществ: а) сосуды; б) ситовидные трубки; в) пробка; г) кожица.

    2. Укажите части растения, по которым происходят нисходящие потоки растворов питательных веществ: а) сосуды; б) ситовидные трубки; в) сердцевинные лучи; г) пробка.

    3. Назовите биологически активные вещества, которые способны защищать растения от болезнетворных микроорганизмов: а) фитогормоны; б) фитонциды; в) витамины.

    • Дайте ответы на вопросы

    1. Благодаря каким структурам органические вещества перемещаются по стеблю древесных растений в горизонтальном направлении?

    2. Что такое корневое давление и присисна сила листьев?

    3. Как у растений происходит газообмен?


    Д/З: §30; т/т 12 (опорный конспект); письменно ответы на вопросы тестов

    Категория: 6 класс | Добавил: valentina (24.02.2013)
    Просмотров: 584 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Поиск
    Календарь
    Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання КаленДАРь - праздник на каждый день
    ***

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz