Біологія і географія

Меню сайта
Пошук
***
Леонтьєва Валентина Олександрівна - «На Урок» Курси, вебінари, олімпіади. Портал Всеосвіта.
Корисні сайти
  • biology.org.ua
  • Инфоурок
  • Открытый урок
  • Освітній портал Супер-урок
  • Шкільне життя
  • Нова школа
  • Учительский журнал
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • _

    Приобретенное поведение

    Тема №3. Приобретённое поведение.

    Шалашник - птица-дизайнер | Пикабу Проявления приобретённого поведения животных осуществляются   преимущественно на врождённых реакциях и заключаются в их   изменении для большего соответствия условиям существования. Таким   образом, в каждом случае научения формируется поведенческий акт,   содержащий врождённые и приобретённые поведенческие реакции.   Так, птицы-шалашники свой прошлый опыт по строительству беседки дополняют приобретённым опытом по использованию синих пластиковых вещей человека для «декора» сооружений с целью привлечения внимания самок.

    Приобретённое поведение - изменения поведения, возникающие в течении жизни.

           В основе → врожденные реакции!!

           Значение → приспособление к изменяющимся условиям среды

          Зависит от памяти!

    Память - запоминание, хранение и воспроизведение информации.

    разновидности:

    1. Генетическая - из поколения в поколение.

    2. Механическая - сохранение жизненного опыта.

     Существование и возникновение поведенческих реакций зависит от памяти, которая осуществляет   запоминание, хранение и воспроизведение опыта. Различают прошлый опыт, накопленный   предыдущими поколениями и полученный в наследство от родителей, и индивидуальный опыт,   приобретённый в течение жизни благодаря научению. Поэтому у животных выделяют две   разновидности памяти - генетическую и механическую. Если последняя проявляется в форме   способностей к научению и приобретению жизненного опыта, то генетическая память проявляется   через генетическую наследственную информацию, передающуюся из поколения в поколение.   Память есть у всех живых существ, но наивысшего уровня она достигает у млекопитающих.

    Научение - деятельность организма, направленная на формирование приобретенных поведенческих реакций.

    виды:

    1. Привыкание - ослабление врожденных защитных реакций при многократном повторении стимула.

                - возникает на нейтральные раздражители!

    Огородное пугало: идеи создания чучел для сада и огорода | Дом Мечты  Благодаря такому научению животные не тратят энергию на те раздражители,     которые являются нейтральными и не представляют угрозы для их жизни.   Теперь понимаете, почему скворцы перестают бояться неподвижного чучела,   которое хозяева вывесили на черешне, чтобы сохранить урожай.

    2. Подражание - молодые особи, копируют поведение взрослых.

     Японских макак подкармливали клубнями батата. Однажды 16-месячная самка   вместо того, чтобы вытереть клубень от песка лапами, как это делали другие,   случайно помыла его в воде. Впоследствии она это уже делала постоянно, а   через 9 лет так делали уже 70 % обезьян из её группы.

    3. Запечатление (импринтинг) - в памяти фиксируются признаки впервые увиденного движущегося предмета.

     Этот вид научения осуществляется быстро, запомненное сохраняется и не   изменяется в течение жизни. Так, новорождённые гусята первой видят взрослую   гусыню, которая является их матерью. Но ею может стать и любой движущийся   объект (человек, собака, кошка), который гусята увидят в первые часы после   вылупления из яйца.

    4. Пробы и ошибки - закрепляются случайные реакции, вызывающие удовлетворение.

    Аквариум-лабиринт Эта связь стимула с реакцией вызывает удовлетворение и укрепляется. Так,   золотых рыбок после того, как они проплыли лабиринт, кормили. Рыбки это   усвоили и с каждым разом проплывали необходимое расстояние быстрее.

    5. Озарение (инсайт) - внезапное нахождение решения проблемы.

    Термин ввёл В. Келер, исследовав умственную деятельность шимпанзе. Когда   высоко подвешивали бананы и клали рядом несколько ящиков, обезьяна после   определённого периода «размышлений» и действий ставила ящики друг на   друга, и, взобравшись на них, доставала бананы. Проявлений поведения   животных, которые являются результатом такого научения, сегодня известно   уже немало. Так, вороны бросают с высоты орехи под колёса автомобилей,   певчий дрозд камнем разбивает раковины моллюсков и многие другие.

    6. Условный рефлекс → на базе безусловных рефлексов вырабатываются новые рефлексы на любой раздражитель ( слюноотделение → на свет, звук...)

    Чем кормить собаку в домашних условиях: натуральное кормление ... Вырабатывание условного рефлекса - вид научения животных, во время   которого формируется поведенческая реакция не только на безусловный   жизненно важный раздражитель, но и на соединённый с ним условный   раздражитель. Так, у собак вырабатываются определённые реакции на любой предмет или звуковые сигналы, подкреплённые едой.


    РЕЗУЛЬТАТ

    Оценка

    Вопросы для самоконтроля

    1-6

    1. Что такое приобретённое поведение? 2. Назовите основные особенности приобретённого поведения. 3. Назовите основные виды научения у животных. 4. Что такое привыкание? 5. Какие виды памяти у животных? 6. Что является основой для приобретённых поведенческих реакций?

    7-9

    7. В чём отличие между научением и инстинктивным поведением? 8. Каковы особенности различных видов научения у животных? 9. Как осуществляется научение у животных?

    10-12

    10. Какие виды научения используются птенцами для обучения?

    Биология + Экология жизни

     Жители одного из британских городков впервые заметили синиц   голубых, которые расковыривали восковые крышечки на только что   доставленных бутылках с молоком и лакомились сливками,   собравшимися на поверхности молока. В результате 20-летнего изучения такого несвойственного для птиц поведения учёные выяснили, что оно постепенно распространилось среди синиц всего Объединённого Королевства. Стаи синиц голубых «преследовали» местных перевозчиков молока. Не мешала синицам и алюминиевая фольга, которой стали закупоривать молочные бутылки. Синицы протыкали её своими острыми клювиками. Объясните, как произошло научение у этих синиц? (Назовите вид научения и обоснуйте своё мнение)



    Д/З: проработать материал сайта, т/т 3, видео на сайте, устно ответить на вопросы, письменно (после опорного конспекта) выполнить задание "Биология +Экология жизни"



     

    Категория: 7 клас | Добавил: valentina (26.03.2017)
    Просмотров: 1218 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вхід на сайт
    Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz