Біологія і географія

Меню сайта
Пошук
***
Леонтьєва Валентина Олександрівна - «На Урок» Курси, вебінари, олімпіади. Портал Всеосвіта.
Корисні сайти
  • biology.org.ua
  • Инфоурок
  • Открытый урок
  • Освітній портал Супер-урок
  • Шкільне життя
  • Нова школа
  • Учительский журнал
  • Сайт оош№1 г.Славянска
  • Сайт учителя физики и астрономии Головачева А.Н.
  • _

    Класс Насекомые.

    Тема № 13. Класс Насекомые 
    > 1 млн.видов (35 тыс.Укр.), все среды!

    Типичным представителем класса Насекомые является майский жук, или хрущ. Длина тела - 6 см, размах крыльев не превышает 4 см. Питается листьями деревьев и кустарников. Жуки активны в утренние и вечерние часы, ночью могут прилетать на свет.

    Майский жук ⇒ 0,5 - 6 см

    Отделами тела насекомых являются голова, грудь и брюшко, каждый из которых выполняет свои функции. На голове имеются усики, глаза и ротовые органы. Усиков, которые называют антеннами, одна пара. Они выполняют функцию органа обоняния. Рядом с усиками расположены глаза: 1 пара сложных, есть еще и простые. На груди насекомых расположены органы движения - ноги и крылья у крылатых насекомых. На каждом сегменте груди есть по одной паре конечностей, поэтому у насекомых три пары ходильных ног. У различных насекомых эти конечности могут выполнять различные функции; в связи с этим выделяют такие типы: копательные (у медведки), бегательные (у жужелицы), прыгательные (у кузнечика), собирательные (у пчелы), плавательные (у жука-плавунца), хватательные (у богомола). Крылья - это складки покровов, стенки которых образованы несколькими слоями эпителиальных клеток, покрытых кутикулой. В брюшке находятся основные внутренние органы. Этот отдел лишён конечностей, имеет отверстия трахейной системы - дыхальца и заканчивается яйцекладом.

    Тело ⇒ 1. Голова  → 1 пара сложных глаз+ простые,  1 пара усиков, ротовой аппарат.

                    2. Грудь  → 3 сегмента, на них:

    3 пары конечностей → ходильные, прыгательные(кузнечик), плавающие (жук-плавунец), хватательные (богомол), роющие (медведка) 

                       1 - бегательная; 2 - прыгательная; 3 - копательная; 4 - плавательная; 5 - хватательная; 6 - собирательная.

     2 пары крыльев или 1 пара, могут надкрылья (жуки), нет ( блохи, вши)

                     3. Брюшко  → 4-11 сегмента ⇒ дыхальца, яйцеклад

    Покровы — однослойный эпителий и хитиновая кутикула с восковидной плёнкой, которая препятствует испарению воды. На теле насекомого имеются многочисленные волоски, выполняющие функцию органов осязания. Они создают воздушную прослойку, которая защищает тело во время дождя, от перегрева, обусловливает окраску и др. На поверхность тела открываются протоки пахучих желёз, которые помогают особям находить друг друга во время размножения. У других насекомых могут быть ядовитые (например, у мохнатых гусениц), восковые (например, у пчёл), шёлковые (например, у личинок бабочек) и другие железы.

    Покровы ⇒ гиподерма + хитиновая кутикула, есть волоски, железы ( яд, воск, пахучие в-ва)

    У насекомых различные способы питания и эффективное переваривание пищи. Пищеварительная система состоит из тех же отделов, что и у паукообразных, но есть несколько особенностей. Вокруг рта расположены различные ротовые органы, ротовая полость имеет слюнные железы, желудок часто содержит хитиновые выросты и зубцы, печени нет. Ротовые органы образуют ротовой аппарат. В зависимости от типа пищи ротовые органы насекомых видоизменяются и формируют или грызущий (стрекозы, жуки, муравьи), или грызуще-лижущий (пчёлы, шмели), или сосущий (бабочки), или колюще-сосущий (клопы, тли) ротовые аппараты. На челюстях есть выросты - щупики, которые выполняют функции органов осязания и вкуса.

    Пищ. с-ма    зависит от способа питания, печени нет...

           Ротовые аппараты:

          1. Грызучий - верхняя и нижняя губа, верхние и нижние челюсти (жуки, кузнечики, муравьи)

          2. Грызуще-лижущий - нижние губа и челюсти образовали хоботок ( пчелы)

          3. Лижущий - (мухи)

          4. Сосущий - хоботок (бабочки)

           5. Колюще - сосущий - челюсти → колющие, губы → сосущие

    1 - грызущий (таракан); 2 - грызуще-лижущий (пчела); 3 - сосущий (бабочка); 4 - колюще-сосущий (комар); 5 - колюще-сосущий (клоп).

    Кровеносная система незамкнутая. Гемолимфа - бесцветная и не участвует в транспортировании газов. Она осуществляет функции транспортирования питательных веществ, продуктов обмена, гормонов, защиты от микроорганизмов и т. п. Сердце трубчатое, расположено в спинной части брюшка.

     Газообмен у насекомых осуществляется через систему тонких трубочек - трахей, пронизывающих всё тело. Воздух в трахеи поступает через отверстия на брюшке, которые называются дыхальцами, и попадает во все органы и ткани. Но трахеи не способны обеспечивать кислородом животных большого размера. Именно дыхательная система насекомых и является одной из причин, ограничивающих размеры представителей этой группы.

    Система выделения, как и у паукообразных, состоит из выделительных трубочек на границе средней и задней кишок. Между внутренними органами насекомых расположено жировое тело. Его клетки запасают питательные вещества, которые поглощают продукты обмена и содержат ферменты для биологического свечения.

    Кров. с-ма ⇒ незамкнутая, сердце - многокамерная трубка

    Дых. с-ма ⇒ трахеи

    Выд. с-ма ⇒ мальпигивые сосуды, жировое тело

    Нервная система узлового цепочного типа, для которой характерен очень развитый «мозг». В нём выделяют 3 отдела - передний, средний и задний. Передний отдел имеет сложное строение и обеспечивает сложные формы поведения. Брюшная цепочка имеет увеличенные грудные и брюшные нервные узлы. Эндокринная система осуществляет гуморальную регуляцию с помощью гормонов, которые выделяются мозгом и его придатками. Гормоны влияют на линьку, созревание, привлечение особей противоположного пола во время размножения и др.

    Нерв. с-ма ⇒ "мозг"(3 отдела)- надглоточные узлы,  подглоточные, грудные и брюшные узлы

    Органы чувств ⇒ зрение (глаза), нюх (усики), вкус (рот.аппарат), слух(на брюшке, у кузнечика на ноге), тактильные (волоски) и др.

    У насекомых только половое размножение. Они преимущественно раздельнополые организмы, у которых самцы и самки отличаются строением, формой, размерами или окраской. Например, самцы жуков-оленей имеют рога. Оплодотворение яиц у насекомых происходит только внутри организма самки, то есть внутреннее. В некоторых случаях размножение насекомых осуществляется без оплодотворения. Такой способ размножения называется партеногенезом.  У насекомых развитие после выхода из яйца (послезародышевое развитие) происходит с превращением. У всех представителей этой группы из яйца появляется личинка, которая впоследствии превращается во взрослое насекомое или на стадии куколки будут происходить дополнительные преобразования.

    Размножения ⇒ раздельнополые,  половой деморфизм 

                   оплодотворенние → внутреннее,

                   развитие → непрямое (полное и неполное превращение)



    Проверьте полученные знания:

    • Дайте ответы на вопросы:
    1. Назовите среды обитания насекомых.
    2. Назовите определяющие признаки насекомых.
    3. Назовите отделы тела у насекомых.
    4. Какие органы расположены на голове у насекомых?
    5. Какие органы осуществляют перемещение насекомых?
    6. Что такое крылья насекомых?
    7. Какие органы дыхания у насекомых?
    8. Какие системы органов регулируют жизнедеятельность у насекомых?
    5. Какой тип размножения у насекомых? 6. Назовите типы развития насекомых.
    • Дополнительное задание:

    Изучением насекомых занимается отдельная зоологическая наука.
    Если вы верно решите кроссворд, то сможете прочесть её название в выделенных клетках:
    1 - то же, что и зародыш;
    2 - насекомые, способные образовывать крупные стаи;
    3 - усики насекомых;
    4 - крупное хищное насекомое с приспособленными для захвата пищи передними конечностями;
    5 - общественные насекомые, которые живут колониями и питаются целлюлозой древесины;
    6 - отдел тела насекомых;
    7 - жидкость кровеносной системы насекомых;
    8 - защитная оболочка для гусениц;
    9 - взрослая стадия развития насекомых;
    10 - самый тяжёлый жук в мире;
    11 - дыхательная трубочка насекомых.


    Д/З: проработать материал сайта ( или §17,18 Соболь В.И.), т/т 13, п.р. №1.

     


     

    П.р. №1. Приспособление насекомых к образу жизни  (скачать)

    Цель: выявить черты приспособления у разных насекомых к образу жизни, закрепить знания о среде обитания.

    Ход работы.

    1. Прочитать описание насекомых, внимательно рассмотреть их.

    Дозорщик - император - представитель отряда Стрекозы. Самцы имеют голубую окраску, а самки - зелёную. Местом обитания являются опушки и лесные поляны вдоль водоёмов. Хищники, питаются мелкими летающими насекомыми. Имеет узкое тело, 2 пары сетчатых крыльев, очень быстро летает. Плавунец - жук из отряда Жесткокрылые, типичный представитель водоёмов со стоячей водой. По суше передвигаться практически не может, умеет летать. Активный хищник, питается мелкими насекомыми. Тело обтекаемое, скользкое.  Конечности видоизмененные: плавательные. Медведка обыкновенная - насекомое из отряда Прямокрылые, в Украине распространена повсеместно. Живёт в почве, летает ночью. Питается растительной пищей. Передняя пара конечностей у медведки видоизменена и является превосходным инструментом для рытья земли.

    2. Заполнить таблицу:

    Название

    Среда обитания

    Образ жизни

    Черты приспособления

    1. Стрекоза дозорщик-император

     

    питание

    ____________

    движение

     

    ротовой аппарат:

    ______________________

    тело:

    ______________________

    2. Жук – плаунец

     

    питание

    ____________

    движение

     

    ротовой аппарат:

    ______________________

    тело:

    ______________________

    3.Медведка
    обыкновенная

     

    питание

    ____________

    движение

     

    ротовой аппарат:

    ______________________

    тело:

    ______________________

    3. Какие черты строения насекомых имеют свои особенности в связи с проживанием в определённой среде обитания?

    _______________________________________________________________

    Вывод:  ____________________________________________________________________.

     


    Это интересно знать:

    Категория: 7 клас | Добавил: valentina (07.12.2012)
    Просмотров: 1806 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вхід на сайт
    Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Copyright MyCorp © 2021
    Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz