Урок: Глобус – модель Земли. Географические карты
1. Введение
Цель урока: узнать размеры и
форму Земли, познакомиться с глобусом и картами.
2. Форма и размеры Земли
Земля, как и другие планеты,
имеет форму шара, чуть-чуть приплюснутого с полюсов. Человек, находясь на
поверхности Земли, видит всего лишь несколько квадратных километров ее площади.
При этом общая площадь поверхности Земли – 510 млн кв. км.
Рис. 1. Размеры Земли
3. Глобус – модель Земли
По форме и размерам планеты
была создана модель Земли – глобус.
Рис. 2. Глобус
Глобус – трехмерная уменьшенная модель Земли. Глобус имеет
такую же форму, как сама планета, он объемный, ось вращения, так же как и у
планеты, у него наклонена.
На глобусе изображены материки,
острова, океаны, моря и пр. Они имеют те же очертания, что и на поверхности
Земли, и расположены относительно друг друга так же. Таким образом, на глобусе
минимальны искажения земной поверхности.
Первый глобус был создан около
150 лет до н. э. Наиболее старым из сохранившихся до наших дней глобусом
остается глобус Мартина Бехайма.
Рис. 3. Глобус Бехайма, 1492 г.
4. Географические карты
Кроме глобуса и планов, для
изображения земной поверхности активно используют карты. На карте, в отличие от
плана, можно увидеть всю земную поверхность или ее большие части. Кроме того, у
географических карт мелкий масштаб, так как изображение приходится уменьшать в
большое количество раз, чтобы оно поместилось на карте.
Географическая карта – изображение земной поверхности, содержащее
градусную сетку, в уменьшенном виде на плоскости с помощью условных знаков.
Географические карты бывают
совершенно разными. Например, карты, на которых изображены природные объекты:
горы, моря, равнины, материки, называют физическими; карты, на которых
изображены страны, их границы, столицы – политическими.
Рис. 4. Физическая карта мира
Рис. 5. Политическая карта
Евразии
Есть особый вид карт –
контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их
очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать
изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя
другие географические карты.
Рис. 6. Контурная карта мира
|