Цивилизация - (лат. Civilis - гражданский, государственный) - качественные особенности духовной и социальной жизни, свойственные данному обществу в определенный период исторического развития.
Цивилизации свойственны:
- Собственная философия.
- Вера.
- Духовность и общественно значимые ценности.
- Особые жизненные принципы и образ жизни
Среди древних цивилизаций различали цивилизации Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Древней Греции, Древнего Рима.
Современные ученые насчитывают 12 основных цивилизаций в мире, из которых 7 уже не существуют.
Исчезнувшие |
Существуют |
Месопотамская
Египетская
Критская
Классическая (греко-римская)
Византийская
Мезоамериканская
Андская |
Китайска
Японская
Индуистская
Исламская
Западная
|
Цивилизация может охватывать несколько национальных государств или только одно (Япония).
По географическому расположению человеческие цивилизации в основном делятся на Восточные и Западные.
1. Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») — большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся за её пределы в Северную Америку, Австралию и некоторые острова в Мировом океане.
Западная цивилизация — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации.
Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.
Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством. Реформация породила новое направление в христианстве – протестантизм, который стал духовной основой западной цивилизации. Главная ценность этой цивилизации, на которой основывались все остальные,– индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни. Это было прямо связано со становлением особого европейского типа личности, появившегося в эпоху Возрождения.
В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени.
2. Основные черты Восточной цивилизации:
1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству).
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца
4) абсолютное преобладание государства над обществом
5) регулирующая роль религии,
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития
В отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой. В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар.
Отличия:
1. Для западной цивилизации характерно постоянная изменчивость, тотальное преобразование прошлых достижений с сохранением лишь "жемчужин" вроде римского права, философской школы древней Греции, способами государственного управление и т.д. Развитие идёт рывками, зачастую очень сильными, с временными застоями. Для восточной цивилизации характерна преемственность старого, и сохранение весомой доли древних традиций. Развитие идёт плавно и в целом медленнее, чем на западе.
2. Люди западной цивилизации видят творцами себя, о чём говорят многочисленные открытия новых территорий в прошлом, развитие точных наук, появление идей, стремление объяснить все. Люди восточной цивилизации видят себя частью творения, которое предполагает консерватизм.
3.Западная цивилизация практически никогда не знала деспотизма, и даже уже в античности имела демократические традиции. Было характерно жесткое разделение властей (одно из принципов правового государства). Нечестные представители власти не засиживались на "кресле", а ущемление прав средних слоёв населения часто перерастал в бунты и погромы. Восточная цивилизация предполагала абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как суперсила, стоящая над человеком, а верхушка обладала неограниченной властью и одноеменно выступала как судья, законотворец, дипломат, "генералисиммус" и т.п.
4. Для западных цивилизаций характерен культ индивидуализма. Каждый человек свободен, личные интересы - его интересы, его дела - его личные дела. Каждый может выражать себя по своему в рамках закона, не нарушая права других. Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным от чего культ морали, чести и т.п.
5. У западных цивилизаций существует гражданское общество, которое является важнейшим условием для существования правого государства. У восточных цивилизаций не было гражданского общества. Решение проблем было иными способами.
6. У западных цивилизаций существует предрасположенность к страстям по "универсальному" государству, культуре, экономике и т.п. Демонстрирует примеры: существование Римской Империи, целей Наполеона и Третьего Райха, глобализация, мультикультурализм, создание Евросоюза (недавно была даже идея от Меркель создать единую страну). У восточных цивилизаций нет тяги к универсальному, но есть тяга к стабильности на долгое время. Проблемы государства решаются в основном только по мере их поступления и предупреждаются редко.
|