Тема №6. Голосеменные
Чем характеризуются голосеменные? Лишь две группы растений способны образовывать семена: это голосеменные и покрытосеменные. Вы помните, что покрытосеменные растения размножаются с помощью семян, окруженных околоплодником. Голосеменные также размножаются семенами, но плоды у них не образуются. Поэтому семена у этих растений околоплодникам не защищены, их семенные зачатки располагаются в шишках открыто, откуда и происходит название - голосеменные. Не имеют голосеменные и цветков, поэтому пыльцевые зерна у них попадают непосредственно на семенной зачаток. У растений, которые образуют семена, процесс оплодотворения не зависит от влажной среды, ведь ему предшествует опыление. Поэтому семенах растения способны расти и в засушливых местностах.
Известно около 700 современных видов голосеменных растений. Это деревянистые, преимущественно вечнозеленые растения (деревья или кусты). У одних видов листья большие, в других - мелкие, чаще всего имеют вид игл или чешуек (рис. 178). Игловидные листья называются хвоя, а растения с такими листьями - хвойные. Это такие известные растения, как сосна, ель, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, тис.
Какие особенности строения и процессов жизнедеятельности хвойных? Большинство из них являются вечнозелеными растениями, и лишь немногие представители (например, лиственница) относятся к листопадных растений (вспомните какие растения называют вечнозелеными, а какие - листопадные).
Корневая система стержневая: она состоит из главного и боковых корней. Часто корни хвойных растений вступают во взаимовыгодные отношения с грибами.
Стволы хвойных покрытые тонкой корой, под которой заметны годичные кольца древесины (вспомните, как образуются годичные кольца). В коре и древесине хвойных много канальцев, называют смоляными ходами. В случае повреждения ствола клетки, выстилающие эти канальцы, выделяют густую жидкость - живицу. Она затягивает рану и предотвращает проникновение возбудителей болезней и вредителей. Смоляные ходы есть и в хвоинках.
Размножение хвойных рассмотрим на примере сосны обыкновенной (рис. 179). Это растение живет до 400 лет и может достигать в высоту до 50 м. Семена сосна начинает образовывать на 12-15-м году жизни.
Пыльцевые зерна и семенах зачатки формируются в шишках. Это укороченные видоизмененные побеги, листья которых превратились в чешуйки. У сосны есть мужские и женские шишки, расположенные на одном растении (вспомните, как называют такие растения). В мужских шишках образуются пыльцевые зерна, а в женских - семенные зачатки.
Молодые женские шишки сосны красного цвета. Они расположены по одному на верхушках побегов. Женские шишки имеют чешуи двух типов. Наружные чешуи - покровные - защищают внутренние чешуи с двумя семяпочками от повреждений.
Светло-желтые мужские шишки собраны группами, имеют только один тип чешуек. С их нижней стороны размещены два пыльники, в которых формируются пыльцевые зерна. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Между этими оболочками в двух местах есть полости, заполненные воздухом воздушные мешки (рис. 179, 3). Они делают пыльца очень легким.
Чешуи женских шишек плотно прилегают друг к другу. Во время опыления они расходятся. Семенах зачатки выделяют каплю клейкой жидкости, которая содержит пыльцевое зерно. После опыления чешуи шишки снова смыкаются, а пыльцевое зерно прорастает пыльцевой трубкой. Она растет очень медленно и добирается до яйцеклетки только через 12-15 месяцев с момента опыления.
Семена сосны созревает в конце следующего (второго от времени опыления) года.
Сначала женская шишка разрастается, зеленеет, а потом буреет, чешуи ее раздвигаются, и семена высыпаются. Благодаря крыловидные выросты оно хорошо рассеивается ветром.
Семена сосны неприхотливое к условиям окружающей среды и может прорастать даже на скалах, выдерживать значительные морозы. Корневая система сосны глубоко проникает в почву. Поэтому ее чаще всего используют для создания искусственных лесонасаждений, высаживают на крутых горных склонах для предотвращения их размыванию и для закрепления песков.
Обобщим знания
Голосеменные не образуют цветков и плодов, их семенах зачатки и пыльники развиваются в шишках.
Больше всего видов голосеменных принадлежит к хвойным. У большинства видов хвойных листья имеют вид игл, которые называют хвоей.
Пополните свой биологический словарь: хвоя, шишки.
Опорный конспект:
Тема №7. Отдел Голосеменные.
Особенности:
1. Размножаются семенами! Плодов нет → семена на чешуйках шишок.
2. !!! деревья + кустарники.
Строение:
1.Стержневая корневая система.
2. Ствол ⇒ тонкая кора, в древесине смоляные ходы → смола - живица ( убивает бактерии)
3. Листья ⇒ у большинства хвоя → узкие, покрыты воском ( уменьшается испарение) → многолетние ( кроме лиственницы)
4. Шишки → укороченные видоизмененные побеги.
Размножение сосны европейской:
Шишки → женские (красно-зеленые), мужские (желтые) на одном растении
опыление ветром → оплодотворение ( > 6 месяцев) → созревание семени (до 2 лет)
Проверьте полученные знания
- Выберите один правильный ответ
1. Укажите представителя хвойных, что относится к листопадных растений: а) сосна;
б) ель: в) лиственница; г) можжевельник.
2. Укажите способ опыления, присущий сосне обыкновенной: а) с помощью насекомых; б) с помощью птиц, в) с помощью ветра; г) свойственно самоопыления.
1. Какие признаки характерны для голосеменных растений?
2. Какие особенности строения хвойных?
3. Как происходит размножение сосны? Чем отличаются мужские и женские шишки сосны?
Почему на горных склонах высаживают сосну и можжевельник?
Докажем на практике
Л.и. Строение голосеменных
Оборудование: живые или гербарные образцы побегов и шишек ели, сосны, таблицы.
Ход работы
1. Рассмотрите многолетнюю ветку сосны обыкновенной.
2. Рассмотрите многолетнюю ветку ели. Сравните размещения хвоинок на побегах сосны и ели, их длину и форму.
3. Сравните шишки сосны и ели между собой и определите различия.
4. Возьмите спелую шишку сосны с семенами, с помощью пинцета отверните одревесневшие чешую. На ее внутренней стороне вы увидите два семени. Удалите семя с помощью препаровальные иглы. Рассмотрите семя и ее крыловидные выросты. Зарисуйте семя сосны с крылышком.
Д/З: § 42 ( или материалы сайта), т/т 6-7 (опорный конспект), письменно ответы на вопросы теста.
|