Проявления приобретённого поведения животных осуществляются преимущественно на врождённых реакциях и заключаются в их изменении для большего соответствия условиям существования. Таким образом, в каждом случае научения формируется поведенческий акт, содержащий врождённые и приобретённые поведенческие реакции. Так, птицы-шалашники свой прошлый опыт по строительству беседки дополняют приобретённым опытом по использованию синих пластиковых вещей человека для «декора» сооружений с целью привлечения внимания самок.
Приобретённое поведение - изменения поведения, возникающие в течении жизни.
В основе → врожденные реакции!!
Значение → приспособление к изменяющимся условиям среды
Зависит от памяти!
Память - запоминание, хранение и воспроизведение информации.
разновидности:
1. Генетическая - из поколения в поколение.
2. Механическая - сохранение жизненного опыта.
Существование и возникновение поведенческих реакций зависит от памяти, которая осуществляет запоминание, хранение и воспроизведение опыта. Различают прошлый опыт, накопленный предыдущими поколениями и полученный в наследство от родителей, и индивидуальный опыт, приобретённый в течение жизни благодаря научению. Поэтому у животных выделяют две разновидности памяти - генетическую и механическую. Если последняя проявляется в форме способностей к научению и приобретению жизненного опыта, то генетическая память проявляется через генетическую наследственную информацию, передающуюся из поколения в поколение. Память есть у всех живых существ, но наивысшего уровня она достигает у млекопитающих.
Научение - деятельность организма, направленная на формирование приобретенных поведенческих реакций.
виды:
1. Привыкание- ослабление врожденных защитных реакций при многократном повторении стимула.
- возникает на нейтральные раздражители!
Благодаря такому научению животные не тратят энергию на те раздражители, которые являются нейтральными и не представляют угрозы для их жизни. Теперь понимаете, почему скворцы перестают бояться неподвижного чучела, которое хозяева вывесили на черешне, чтобы сохранить урожай.
2. Подражание - молодые особи, копируют поведение взрослых.
Японских макак подкармливали клубнями батата. Однажды 16-месячная самка вместо того, чтобы вытереть клубень от песка лапами, как это делали другие, случайно помыла его в воде. Впоследствии она это уже делала постоянно, а через 9 лет так делали уже 70 % обезьян из её группы.
3. Запечатление (импринтинг) - в памяти фиксируются признаки впервые увиденного движущегося предмета.
Этот вид научения осуществляется быстро, запомненное сохраняется и не изменяется в течение жизни. Так, новорождённые гусята первой видят взрослую гусыню, которая является их матерью. Но ею может стать и любой движущийся объект (человек, собака, кошка), который гусята увидят в первые часы после вылупления из яйца.
4. Пробы и ошибки - закрепляются случайные реакции, вызывающие удовлетворение.
Эта связь стимула с реакцией вызывает удовлетворение и укрепляется. Так, золотых рыбок после того, как они проплыли лабиринт, кормили. Рыбки это усвоили и с каждым разом проплывали необходимое расстояние быстрее.
5. Озарение (инсайт) - внезапное нахождение решения проблемы.
Термин ввёл В. Келер, исследовав умственную деятельность шимпанзе. Когда высоко подвешивали бананы и клали рядом несколько ящиков, обезьяна после определённого периода «размышлений» и действий ставила ящики друг на друга, и, взобравшись на них, доставала бананы. Проявлений поведения животных, которые являются результатом такого научения, сегодня известно уже немало. Так, вороны бросают с высоты орехи под колёса автомобилей, певчий дрозд камнем разбивает раковины моллюсков и многие другие.
6. Условный рефлекс → на базе безусловных рефлексов вырабатываются новые рефлексы на любой раздражитель ( слюноотделение → на свет, звук...)
Вырабатывание условного рефлекса - вид научения животных, во время которого формируется поведенческая реакция не только на безусловный жизненно важный раздражитель, но и на соединённый с ним условный раздражитель. Так, у собак вырабатываются определённые реакции на любой предмет или звуковые сигналы, подкреплённые едой.
РЕЗУЛЬТАТ
Оценка
Вопросы для самоконтроля
1-6
1. Что такое приобретённое поведение? 2. Назовите основные особенности приобретённого поведения. 3. Назовите основные виды научения у животных. 4. Что такое привыкание? 5. Какие виды памяти у животных? 6. Что является основой для приобретённых поведенческих реакций?
7-9
7. В чём отличие между научением и инстинктивным поведением? 8. Каковы особенности различных видов научения у животных? 9. Как осуществляется научение у животных?
10-12
10. Какие виды научения используются птенцами для обучения?
Биология + Экология жизни
Жители одного из британских городков впервые заметили синиц голубых, которые расковыривали восковые крышечки на только что доставленных бутылках с молоком и лакомились сливками, собравшимися на поверхности молока. В результате 20-летнего изучения такого несвойственного для птиц поведения учёные выяснили, что оно постепенно распространилось среди синиц всего Объединённого Королевства. Стаи синиц голубых «преследовали» местных перевозчиков молока. Не мешала синицам и алюминиевая фольга, которой стали закупоривать молочные бутылки. Синицы протыкали её своими острыми клювиками. Объясните, как произошло научение у этих синиц? (Назовите вид научения и обоснуйте своё мнение)
Д/З: проработать материал сайта, т/т 3, видео на сайте, устно ответить на вопросы, письменно (после опорного конспекта) выполнить задание "Биология +Экология жизни"